Грузоперевозки Китай
Загрузка...
Грузоперевозки Китай
Загрузка...
Товар добавлен в корзину
Загрузка...
Спасибо
Загрузка...
Спасибо
Загрузка...
Извините, мы работаем только с юридическими лицами
Подписаться
Загрузка...
Экономия до 40% на маршруте из Китая через Красноярск. Получите консультацию эксперта и бонус за 1-ю доставку!
Экономия до 40% на маршруте из Китая через Красноярск. Получите консультацию эксперта и бонус за 1-ю доставку!

Блог о логистике

6 мин.
Просмотры: 78

Инкотермс — это не просто аббревиатура от international commercial terms, а фундаментальный стандарт международной торговли, разработанный и регулярно обновляемый Международной торговой палатой (МТП). Эти правила создавались, чтобы устранить двусмысленности, сократить риски и избежать дорогостоящих споров между экспортерами и импортерами из разных правовых систем. Без Инкотермс каждая сделка превращается в юридический квест. С ними — в четкий, предсказуемый и управляемый процесс.

Зачем в международной торговле единые правила поставки

Инкотермс — это обязательный инструмент для любой компании, участвующей в международных поставках. Без четких условий каждая сделка становится полем рисков: кто отвечает за повреждение груза на складе отправителя? Кто платит за задержку на таможне? Инкотермс однозначно распределяет обязанности между продавцом и покупателем — от момента передачи товара до его прибытия в точку назначения.

Кроме того, стандартизированные условия упрощают взаимодействие всей цепочки участников: транспортных компаний, таможенных брокеров, страховщиков и бухгалтеров. Указав в документах, например, «DAP Санкт-Петербург, Incoterms® 2020», вы мгновенно информируете всех — от водителя до декларанта — о зоне ответственности поставщика. Это сокращает время на согласования, снижает вероятность ошибок и делает процесс доставки прозрачным и управляемым. В условиях глобальной логистики, где каждый этап критичен, Инкотермс становятся языком эффективного сотрудничества.

Как правильно указать условия поставки в контракте и сопроводительных документах

В международной практике стандартная запись выглядит так: FCA Shenzhen, China (Incoterms® 2020). Эта строка состоит из трех обязательных элементов, каждый из которых несет стратегическую нагрузку.

  • Первый элемент — базис (термин). Это комбинация из трех латинских букв, определяющая объем ответственности сторон. Например, термин FCA (Free Carrier) означает, что продавец обязан подготовить товар, пройти экспортную таможню и передать его перевозчику, назначенному покупателем. Именно базис задает правила игры — ответственность за доставку, страховку, оформление на таможне и риски повреждения или утраты груза.
  • Второй элемент — место поставки. Оно следует сразу после базиса и должно быть указано максимально конкретно: город, порт, аэропорт, склад. Для исключения двусмысленностей допустимо использовать официальные коды транспортных узлов. К примеру, запись DPU Port of Rotterdam (EURTH-1357), однозначно определяет, что поставщик обязан доставить и выгрузить груз в указанном терминале.
  • Третий элемент — редакция правил. Указание года издания — Incoterms® 2020 — не формальность, а необходимость. Правила регулярно обновляются, и интерпретация одного и того же термина может меняться. Так, базис DAT из версии 2010 года в 2020-м был заменен на DPU (Delivered at Place Unloaded) с расширенным охватом типов терминалов. Использование устаревшей редакции без согласования может привести к расхождению в ожиданиях.

Как работают группы базисов

Инкотермс — это четкая система, построенная по принципу распределения ответственности. Все термины сгруппированы в четыре категории:

  • Группа E — «Самовывоз» (EXW – Ex Works).

    Это самая простая схема для поставщика. Продавец обязан лишь предоставить товар на своем складе или производстве, упакованный и готовый к вывозу. Вся дальнейшая организация перевозки — на покупателе. Этот базис выгоден экспортерам, но требует от импортера высокой компетентности и наличия представительства в стране отправления.

  • Группа F — «Основная стоимость без фрахта» (FCA, FAS, FOB).

    Здесь ответственность продавца расширяется: он уже обязан подготовить груз к международной перевозке и организовать его передачу перевозчику, выбранному покупателем. При этом ключевое условие — прохождение экспортной таможни. Это делает условия этой группы более надежными для покупателя, особенно когда у него нет доступа к процедуре экспорта в стране поставщика.

  • Группа C — «Поставщик платит за доставку, но риски переходят раньше» (CFR, CIF, CPT, CIP).

    В этих условиях продавец берет на себя расходы по организации основной перевозки, но риски потери или повреждения груза переходят к покупателю в момент передачи перевозчику. Например, при CIF (Cost, Insurance and Freight) поставщик оплачивает морскую перевозку и страховку до порта назначения, но если судно затонет после погрузки, убытки покрывает страховка, а ответственность за последствия — уже на импортере. Эта особенность критична: плата за транспортировку не означает, что поставщик несет риски на всем пути следования.

  • Группа D — «Доставка под ключ» (DAP, DPU, DDP).

    Это максимальная вовлеченность продавца. Поставщик обязан доставить груз в точку назначения, пройти импортное таможенное оформление (в случае DDP), оплатить пошлины и передать товар покупателю в рабочем состоянии.

Какие условия поставки используются в международной логистике

Выбор правильного термина Инкотермс влияет на стоимость, сроки и риски поставки. Ниже представлен актуальный перечень всех базисов по версии Incoterms® 2020:

Базисы для любых видов транспорта

Базис Расшифровка Обязанности продавца Обязанности покупателя
EXW Ex Works «Франко-завод» Предоставить товар на своем складе или производстве, упакованный и готовый к вывозу. Забрать груз, организовать погрузку, оплатить и пройти экспортную и импортную таможню, доставить до конечного пункта.
FCA Free Carrier «Франко-перевозчик» Пройти экспортное таможенное оформление, погрузить товар на транспорт, назначенный покупателем или его перевозчиком Организовать основную перевозку, разгрузку, пройти импортную таможню, оплатить все расходы после передачи груза.
CIP Carriage and Insurance Paid to «Перевозка и страхование оплачены до» Организовать и оплатить доставку до указанного места назначения, застраховать груз от потерь и повреждений, пройти экспортную таможню. Принять груз по прибытии, оплатить импортные пошлины и налоги, организовать разгрузку.
CPT Carriage Paid to «Перевозка оплачена до» Организовать и оплатить транспортировку до места назначения, пройти экспортную таможню, обеспечить погрузку. Принять груз, оплатить импортное оформление, организовать разгрузку, взять на себя риски после передачи перевозчику.
DAP Delivered at Place «Поставка в пункт назначения» Доставить груз в согласованное место в стране покупателя, пройти экспортную таможню, сохраняя риск до момента готовности к выгрузке. Оплатить импортные сборы, организовать и выполнить разгрузку.
DPU Delivered at Place Unloaded «Доставка до места с выгрузкой» Доставить груз в указанное место, провести экспортное таможенное оформление и выполнить разгрузку. Пройти импортную таможню, принять товар после выгрузки.
DDP Delivered Duty Paid «Поставка с оплатой пошлин» Полная поставка «под ключ»: доставка, экспорт и импорт таможенного оформления, оплата всех пошлин и налогов, подача документов. Принять груз в указанном месте, организовать разгрузку (если не оговорено иное).

Базисы для морских и речных перевозок

Базис Расшифровка Обязанности продавца Обязанности покупателя
FAS Free Alongside Ship «Свободно вдоль борта судна» Пройти экспортную таможню, доставить и разместить груз вдоль борта судна в порту отправления. Организовать погрузку на судно, оплатить фрахт, доставку, импортное оформление и разгрузку
FOB Free On Board «Свободно на борту судна» Пройти экспортную таможню, погрузить товар на судно в порту отправления. Риск переходит после пересечения поручня. Оплатить морскую перевозку, застраховать груз (при необходимости), пройти импортную таможню, организовать разгрузку.
CFR Cost and Freight «Стоимость и фрахт» Пройти экспортную таможню, оплатить погрузку и доставку до порта назначения. Риск переходит после погрузки. Застраховать груз от повреждений, пройти импортное таможенное оформление, оплатить разгрузку.
CIF Cost, Insurance and Freight «Стоимость, страхование и фрахт» Пройти экспортную таможню, оплатить фрахт до порта назначения и застраховать груз по минимальному покрытию. Принять груз в порту назначения, оплатить импортные пошлины, организовать разгрузку. Риск после погрузки — на покупателе.

Как выбрать оптимальный базис под вашу роль в сделке

Выбор термина Инкотермс напрямую зависит от того, являетесь ли вы покупателем или продавцом.

  • Для импортера безопасность прежде всего. Новичкам на рынке международных поставок рекомендуется выбирать условия из группы D (DAP, DPU, DDP). При этих базисах поставщик берет на себя основную ответственность — включая доставку, экспортное и импортное таможенное оформление. Это снимает с покупателя операционные риски и упрощает процесс получения груза. Как только опыт растет, можно переходить к более гибким вариантам — CIP, CPT или FCA — чтобы взять контроль над логистикой и снизить общие затраты.
  • Для экспортера нужны простота и реальные ограничения. С точки зрения минимальной вовлеченности, идеальный вариант — EXW (Ex Works). Продавец лишь передает товар на своем складе, а все дальнейшие действия — на покупателе. Однако в России действует важное ограничение: экспортное таможенное оформление могут проводить только резиденты РФ или стран ЕАЭС. Если иностранный покупатель не является таковым, использовать EXW невозможно. В этом случае единственный рабочий вариант — FCA, при котором продавец обязан организовать экспортную таможню и передать груз перевозчику.

Free Lines Company — ваш надежный партнер в сложных логистических сценариях. Мы специализируемся на импорте в Россию с полным циклом услуг: от выбора оптимального базиса и таможенного оформления до консолидации, хранения и цифрового сопровождения в личном кабинете.

Не рискуйте случайными решениями. Обратитесь к экспертам, которые знают, как пройти таможню, как сэкономить до 40% на маршрутах через Сибирь и как сделать вашу поставку прозрачной и предсказуемой.

Закажите расчет стоимости и консультацию по базису — и получите груз, как надо: в срок, без переплат и с полным контролем.

Максим Захаров
Статья проверена экспертом

Максим Захаров

Эксперт в сфере международных грузоперевозок с более чем 10-летним практическим опытом.

Подробнее