Пока в качестве эксперимента маркировка отдельных детских товаров началась с 20 декабря и продлится по 1 декабря 2024 года. Ранее председателем правительства РФ, Михаилом Мишустиным, было подписано соответствующее Постановление о его проведении.
Таким образом, согласно документу, эксперимент коснется следующих игрушек и игр для детей до 14 лет:
- самокатов;
- ходунков;
- колясок для кукол и самих кукол;
- наборов электрических гоночных автомобилей;
- карточных и настольных игр всех типов;
- головоломок всех видов;
- столов для игры в бильярд и пинбол;
- педальных автомобилей и аналогичных игрушек на колесах (исключение — 3-х колесные автомобили);
- прочих игрушек и товаров для развлечений.
Оператор пилотного проекта — Центр развития перспективных технологий (госсистема маркировки «Честный знак»). Участником эксперимента можно стать, традиционно, на добровольной основе. Производителям и другим участникам оборота продукции коды маркировки выдаются безвозмездно. По итогам проведения тестирования предполагается принять решение о необходимости ввода обязательной маркировки в данном перечне товаров.
«Мы несем огромную ответственность за данный эксперимент по маркировке, поскольку это про безопасность наших детей и спокойствие родителей. Отрасль также понимает это, вот почему профильному сообществу было легко подключиться к процессу подготовки эксперимента с самого начала. Мы рады положительному отклику отрасли — порядка 25 компаний изъявили желание подключиться к эксперименту. В рамках пилотного проекта участникам будет предоставлена возможность тестирования всех процессов работы с системой маркировкой. Эксперимент затронет как производителей и импортеров, так и розничное звено, маркетплейсы, оптовые рынки», — поделилась Анна Петрушина, руководитель товарной группы ЦРПТ.
Ассоциация предприятий индустрии детских товаров оценила долю подделок на рынке, оказалось, что она выросла на 30%. По словам заместителя гендиректора центра Реваза Юсупова, контрафактные игрушки, порой, выпускаются из низкокачественных, токсичных материалов, без соблюдения технологии. В связи с этим проведение эксперимента и проработка всех технологий нанесения маркировки крайне важна еще и с учетом большого количества видов упаковки детских игрушек. «Мы готовы проработать и технические, и технологические параметры эксперимента. Это особенно важно, что его инициативной группой выступил бизнес» — добавил Реваз Юсупов.
Как пояснил в комментарии ЦРПТ коммерческий директор «Нордпласт» Роман Ефимов, сегодня рынок имеет большую долю поддельных дешевых китайских игрушек, которые завозятся в Россию с многочисленными нарушениями по серому импорту. В его понимании, система отслеживаемости товаров для детей поможет решить эти проблемы. Отмечается, что пилотный проект не отразится на стоимости детских товаров.