На первом этапе отработки применения дистанционного цифрового контроля при трансграничных перевозках грузов, пломбировать будут лишь некоторые группы товаров
Эльдар Алишеров, министр таможенного сотрудничества ЕЭК заявил в эфире радио Кыргызстана Sputnik: «С I квартала 2024 года перевозчиками в ЕАЭС будут применяться электронные навигационные пломбы для транзита товаров. Первый этап начнется с пломбировки лишь некоторых групп товаров» – пояснил эксперт. «Это касается подакцизной продукции (алкоголя и табака), санкционных и высокодоходных товаров (одежды, обуви и техники).
– Национальными операторами всех пяти стран уже подписано между собой соглашение сотрудничества и обмена информацией. Второй этап внедрения навигационных пломб предполагает установку на большую часть грузов, которые перевозятся по странам ЕАЭС автомобильным транспортом, третий этап – на продукцию, отправляемую железнодорожными путями» – уточнил министр таможенного сотрудничества ЕЭК».
– С января 2024 года ЕЭК запланировано установление перечня случаев, при которых навигационную пломбу можно будет снять на ходу. На сегодняшний день рассматривается несколько вариантов. Первый – при подозрении на перевозку незаконных грузов, в их числе: наркотики, оружие и прочий подобный товар. Второй – если случаются внештатные ситуации, например, если оператор заметил, что произошло отклонение груза от заявленного пути.
– Контролирующие службы также вправе осмотреть содержимое машины, если целостность пломбы нарушена или взломана, при возникновении ситуации, когда требуется переложить груз в другой транспорт, например, аварии. Также навигационная пломба может быть снята, если перевозчик не имеет никаких документов на груз, либо предъявленные документы окажутся недействительными» – пояснил Эльдар Алишеров.
По последним данным Минтранса РФ, ежегодно в России навешивается более 50 тыс. навигационных пломб. Навигационные пломбы обеспечивают подлинность и безопасность хранения данных посредством криптографической защиты информации, авторизированного замыкания грузового отсека, регистрации времени и даты замыкания-размыкания, учета мест нахождения грузового опломбированного отсека, фиксации событий, произошедших с ними.