По сообщению газеты Aydinlik, согласно вердикта главного управления по морским делам при Минтрансе Турции, Анкара в очередной раз повышает пошлину за проход торговых судов по Босфору и Дарданелле. В этот раз на 8%. Новый тариф позволит Турции заработать порядка $900 млн к завершению 2023 года.
С 1 июля сбор за проход судов вырастет с $4,08 до $4,42 (на 8,3%). Новая базисная расценка золотого франка в коэффициентах налогов и сборов (обеспечение работы маяка, услуги эвакуации судов в случае ЧС, медицинский контроль) применительно к судам, следующим по турецким проливам без захода, определена из расчета $4,42 за чистый тоннаж торгового судна.
Данную практику Турция уже применяла в 2022 году, когда повышение пошлин было беспрецедентным — в 5 раз. Как подчеркивает Aydinlik, в силу Конвенции Монтре, регулирующей судоходство в зоне проливов, сумма сборов рассчитывается на основе золотого франка, приравненного в 1936 году к $0,8. С 1983 по 2022 год она оставалась неизменной.
Вместе с тем, решено, что значение золотого франка перестает быть фиксированным. Министерство транспорта и инфраструктуры Турции планирует повышать цены в конце июня ежегодно.