«В соответствии с планами Минтранса, вся требуемая цифровая документация по коносаменту для морских контейнерных перевозок будет подготовлена по завершении 2024 года». Об этом сообщил директор департамента цифрового развития Минтранса РФ Дмитрий Скачков на международном форуме «ЭДО-2023».
«Планируем распространить ЭДО на все виды транспорта. Законодательно возможно формирование электронных документов в морском транспорте. Первостепенная задача в развитии ЭДО – максимально включить в процесс экспертное сообщество и бизнес», – добавил Д. Скачков.
«Процессы по цифровизации, связанной с морским документооборотом, также движутся к финалу. Кодекс торгового мореплавания РФ включает такой термин, как «коносамент». Речь о международном документе, оформляемом по международным стандартам. Как раз оцифровкой которого мы сейчас и занимаемся. До конца 2024 года планируем выпустить все необходимые для этого документы», – пояснил начальник департамента цифрового развития Минтранса России.
Цифровая ассоциация контейнерных перевозок (DCSA) прогнозирует, что крупнейшим контейнерным перевозчикам предстоит полностью перейти на электронные коносаменты (eBL) к 2030 году. Отказ от формата бумажной документации позволяет сэкономить до $6,5 млрд.
На основании статданных DCSA, члены ассоциации ежегодно оформляют до 45 млн коносаментов. Пресс-релиз от DCSA сообщает, что прогнозируемое увеличение всемирной торговли с помощью нововведений можно оценить в $30–40 млрд ежегодно.
«Случается такое положение дел, когда грузы в портах не выгружаются из-за того, что не обрабатываются вовремя оригиналы коносаментов или правоустанавливающих документов. Цифровой процесс позволяет осуществлять передачу данных мгновенно и безопасно, без потери времени», – говорится в пресс-релизе DCSA.
Коносамент – официально оформленная ценная бумага, которую применяют при доставке грузов водным транспортом. Понятие документа, порядок применения и правила его составления определены в главе 3 Кодекса торгового мореплавания РФ. Коносамент выдается морской транспортной компанией владельцу груза.