Госдумой принят закон о пересечении границы РФ по предварительной записи, в связи с этим с 1 марта 2024 года на всех погранпереходах России будет вводиться обязательная электронная очередь. Оставление заявки и уведомление ведомства о планах пересечения границы грузовым автотранспортом можно осуществлять на Госуслугах и в ГИС ЭПД — государственной информационной системе электронных перевозочных документов.
На следующих МАПП — Чернышевском (Литва), Забайкальске (КНР) и Бугристом (Казахстан) новые правила будут введены до конца 2023 года.
С 1 марта 2023 года перечень электронных документов, которые можно оформить через ГИС ЭПД, увеличился:
- транспортная накладная (ЭТрН);
- сопроводительная ведомость;
- заказ-наряд;
- заказ (заявки);
- электронный путевой лист;
- договор фрахтования.
Формирование электронного перевозочного документа (ЭПД) на портале доступно всем, организующим автомобильные перевозки: отправителям грузов, перевозчикам, получателям, экспедиторам, фрахтователям и фрахтовщикам.
Форма документов разработана и утверждена в Минтрансе и ФНС.
Ввод электронных документов коснется ЖД, водного и авиатранспорта, где проверки документов будут осуществляться по QR. Так, бумажная документация уйдет даже из мультимодальных перевозок. Еще раньше от «бумажек» отошли при доставке негабарита.
Начиная с 01.03.2023 подача заявления на получение разрешения проезда по федеральным и межрегиональным дорогам возможна строго в электронном виде в Личном кабинете, либо на портале Госуслуг.
При этом быстрота ответа из ведомств увеличена в разы. На бумажных носителях подача рассмотрения и выдача разрешений осуществлялась в период до 11 рабочих дней. А с переходом на электронный формат перспектива получения сократилась до 4 (перевозки по дорогам федерального значения) максимум до 6 рабочих дней (через регионы и дороги межмуниципального и местного значения).
Однако есть проблема. Заключается она в том, что перевозчики иногда получают отказ. Но по прошествии нормативного времени госпошлина не возвращается. Отказывают по причине отсутствия данных о состоянии дорог.
В связи с этой ситуацией, 26 апреля 2023 в Федеральный закон N 257 были внесены изменения, обязывающие владельцев дорог вносить информацию о положении и провозных мощностях дорожного полотна в специальную систему. Это необходимо сделать до 1 марта 2024 года, к сроку вступления в силу поправок.
При выполнении всех условий работа для перевозчиков негабарита значительно облегчится. В соответствии с рекомендациями по минимальному нанесению ущерба дорогам, система будет автоматически выстраивать маршрут. При нескольких возможных вариантах заявитель вправе выбрать лучший для себя.
Платеж за ущерб дороге также будет рассчитываться автоматически.
Сроки обработки заявления сокращены до 1 рабочего дня, а вынесение решения о выдаче разрешения — до 3 часов.
В ближайшей перспективе система обмена электронными документами, как и полный взаимообмен данными между ФТС, ФНС и остальными службами, позволят сделать структуру перевозок полностью прозрачной.
Крупным компаниям это, безусловно, пойдет в плюс. А «теневой» сектор рынка должен либо перестать прятаться, либо уходить из бизнеса. Вот тогда система оценит суммы недополученного бюджета с этого рынка.