С 10 октября перевозчикам из ЕС, Норвегии, Великобритании и Украины запрещено въезжать на территорию России. Разбираемся, как это отразиться на скорости, качестве доставки и ценах на грузоперевозки из Европы.
Схемы перецепки, перспективы и цены
Международные компании с российскими номерами сразу перешли на перецепку в Беларуси. Перевозчики со вторыми офисами и грузовыми автопарками в Прибалтике и Польше сделали это сразу после ввода ограничений. Другие переориентировались на другие направления и на какое-то время потеряли объемы и выручку. Есть компании, которым пришлось даже продать часть автопарка. Остальные выживают как могут.
Несмотря на сокращение импорта, продукты питания, сантехника, комплектующие и другие товары хоть и с трудностями, но едут. Большое количество номенклатур продолжает поставляться из ЕС.
На маршрутах через Финляндию, Эстонию и Латвию перецепочная схема заработала уже в апреле, но самыми активными в сфере международных грузоперевозок в Россию всегда были литовские компании. И вот сейчас у них останется плечо только до границы, что в разы сократит прибыль. Уменьшится ставка за километраж от склада консолидации до погранперехода, но сейчас это не суть важно. Все равно основное время грузоперевозчики тратят на очереди на границе, а стандартные простои не работают.
Для понимания вопроса: от Вильнюса, где находится основная часть консолидационных складов и таможенных терминалов, до границы с Беларусью — около 35 км. Ожидание прохода составляет 3-4 дня, плюс сутки уходят на перецепку. До Бурачков ехать 330 км, до Гребнева в Латвии — 310 км. Но и там ожидание составляет 3-7 дней, плюс к нему нужно выделить время еще на операции на СВХ.
Что касается стоимости, то тарифы на доставку из ЕС в РФ, относительно ставок до Нового года 2022 года, выросли в 2-3 раза. Удержать цены на прежнем уровне смогут компании с автопарками по обе стороны границы. Более того, у них появится больше шансов заработать.
Чем обернется запрет на въезд?
В четвертом квартале очереди на границах были и в мирные времена. Это закономерно — Новый год, время покупок к праздникам. Сейчас процесс адаптации столкнется с увеличенным грузопотоком. Если бы запрет ввели летом, когда у большинства европейцев каникулы и отпуска, за конец лета и сентябрь систему обкатали бы и приспособили.
Что ждет внутрироссийские перевозки?
Перевозчики по России столкнулись с проблемой мобилизации. В зоне конфликта очень востребованы хорошие водители, поэтому их призывают чаще, чем других специалистов. В связи с этим мы видим потенциальную проблему дефицита транспорта из-за нехватки водителей.
Резюмируя
С одной стороны отрасль сталкивается с дефицитом водителей и низкими ставками на грузоперевозки по России, что усугубляется дорогостоящим ремонтом и запчастями.
С другой, в руки международных перевозчиков возвращается перевозка грузов из ЕС, что при высоких ставках и низком курсе валюты компенсирует разницу с цифрами прошлого года.
Возможно, при таком раскладе ситуация постепенно стабилизируется. Кто-то от нее даже выиграет, а кто-то потеряет. Вероятнее всего, каждому достанется свой кусок рынка и так или иначе все будут делать свое дело.