Вокруг света за 45 дней

Об особенностях международной fashion-логистики и выстраивании отношений с торговыми представительствами разных стран рассказывает эксперт рубрики, генеральный директор компании Free Lines Алексей Наджар.

Алексей НаджарЗа последний год мы начали активное сотрудничество с торговыми представительствами разных стран, в частности с Торгово-промышленной палатой города Милана. Основная задача торгового представительства – продвижение производителей данного региона на внешние рынки, в данном случае, на российский, в частности, поиск здесь клиентов и организация деловых контактов с ними. Как это работает? Если производителю данного региона интересен выход на российский рынок, он делает соответствующий запрос в свою торгово-промышленную палату, и эта информация попадает в ее российское представительство. Далее идет поиск и подбор потенциальных деловых партнеров и заинтересованных в сотрудничестве компаний по отраслям, например, мебель, оборудование, продукты, текстиль и т. д., и организуются деловые поездки и встречи. Соответственно, за время поездки можно провести переговоры с несколькими потенциальными покупателями с российской стороны.

Но вот как раз тут и заложена основная проблема: существующие цены, которые называет производитель, не являются актуальными для российского закупщика, так как не учитывают расходы на логистику и таможенную очистку, а их, конечно же, необходимо закладывать при расчете конечной цены для российского покупателя.

Мы начали сотрудничество со Специальным агентством Торгово-промышленной палаты г. Милана по содействию международной деятельности (кстати, благодаря знакомству на СРМ!) по следующим аспектам: те поставщики, которые планируют приехать в Россию, получают от нас расчет по стоимости логистических расходов и расходов на таможенную очистку. Разумеется, такой расчет будет примерным, точную сумму можно назвать только после ознакомления с полной спецификацией товара, но тем не менее общее представление о порядке цифр мы даем. Затем, после проведения переговоров с клиентами и достижения договоренности об объеме партии, ее составе, мы делаем точный расчет. Таким образом, и итальянская, и российская сторона получают возможность заранее просчитать и заложить в стоимость товара логистические и таможенные расходы.

Хотел бы отметить еще следующие моменты: во-первых, зачастую у производителя широкая номенклатура продукции, которую он хотел бы поставлять в Россию, но пока не знает, что будет пользоваться спросом, а что – нет. Поэтому мы проводим для поставщиков общую встречу, где рассказываем об особенностях прохождения таможни, перечне необходимых документов и т. д., и уже потом, после того как они проведут переговоры с покупателями и договорятся о конкретном объеме и ассортименте поставляемой продукции, мы делаем более точные расчеты и даем их клиенту. Такого рода семинары очень помогают тем, кто впервые выходит на российский рынок. Конечно же, это и помощь для российских клиентов: они получают более точное предложение, что также ускоряет принятие решений и облегчает их работу.

Торгово-промышленная палата Милана рекомендует нас своим клиентам и партнерам – для итальянских производителей важно работать с надежными и проверенными компаниями. Кроме того, правильно подготовленная информация о нюансах логистики и таможенного оформления конкретной поставки также способствует скорейшему заключению сделки между российской и итальянской сторонами. Думаю, что пока это только начало, и впереди еще более широкий объем сотрудничества.

Локальные проблемы

Основная проблема – это таможня: сложность самих процедур, оформление сертификатов, запутанность в понятиях – на какой вид товара какой именно документ требуется, и, конечно же, большое количество запрашиваемых бумаг. В Европе сертификацию можно пройти уже после ввоза продукции – у нас же нельзя завезти какой-либо товар до оформления сертификата или другого соответствующего разрешительного документа, если он требуется для данного кода ТН ВЭД.

Еще один нюанс: многие компании-поставщики, которые хотели бы работать с Россией, являются местными локальными производителями, и даже если они продают свою продукцию в масштабах всей Европы, где единое пространство, то опыта выхода на внешние рынки у них нет, то есть нет прецедента внешнеэкономической деятельности в принципе. Тем не менее в этой сфере есть определенный порядок документооборота, правила по оформлению и возврату НДС. При этом многие итальянские компании работают на условиях Ex Works, когда экспортную таможенную декларацию на вывоз из Европы открывает не компания-производитель, а европейский таможенный брокер. Поэтому необходимо правильное оформление бумаг на вывоз товара с учетом этих особенностей. Порядок оформления экспортных документов мы также заранее оговариваем с поставщиком.

Есть и другие особенности работы с итальянскими производителями, например, нужно быть готовым к тому, что они требуют, как правило, 100% предоплаты за партию груза до ее отгрузки. Кроме того, европейские компании выпускают продукцию под заказ, минимизируя тем самым складские расходы, соответственно, и возврат непроданных остатков также будет проблемой для покупателя. Тем более что ввоз товаров в Россию и вывоз грузов за пределы территории РФ – это две отдельные процедуры, требующие оформления разных пакетов документов. Есть порядок временного ввоза, но это в большей степени подходит для презентации коллекций на выставках и т. д.

Глобальные проблемы

В последние десятилетия достаточно интенсивно развивалась и экономика стран Латинской Америки. Соответственно, импортеры, которые занимаются поставками одежды из хлопка и шерсти, а также обуви и прочих изделий из кожи, все чаще и чаще сталкиваются с тем, что в отгружаемых из Европы или Северной Америки партиях товара определенный процент ассортимента произведен в Бразилии, Мексике, Колумбии, Уругвае и других странах Латинской Америки. Это подтверждается и данными статистики: по сведениям ВТО, страны Латинской Америки демонстрируют уверенный рост товарооборота, например, в Бразилии он за минувший год увеличился на 38%, в то время как в США всего на 18%, а в ЕС – на 10%. Правильно проведенные экономические реформы (сокращение внешнего долга, создание финансовых резервов, позитивные перемены в сфере внешней торговли за счет выхода на азиатские рынки и упрощения налогового законодательства и др.) помогли странам «пылающего континента» уверенно пережить мировой экономический кризис – несмотря на общий негативный фон в мире, в регионе ситуация оказалась достаточно спокойной, хотя раньше во время экономических потрясений эти государства страдали гораздо сильнее. Именно поэтому на текущий момент основные показатели роста стран Латинской Америки опережают даже динамично развивающийся Китай.

В нашей практике также есть клиенты, ведущие свою деятельность с поставщиками из стран Латинской Америки, например, Мексики. В целом хотел бы сказать, что опыт работы с ними, несмотря на далекие расстояния с точки зрения географии, также позитивный. Можно легко объяснить существующий интерес к Латинской Америке со стороны европейских и североамериканских производителей, в том числе и в сфере fashion-товаров: это и качественное натуральное сырье, и дешевая рабочая сила, легкость решения транспортно-логистических задач по доставке груза и т. д.

У тех российских предпринимателей, которые хотят импортировать продукцию, например, из Аргентины, Бразилии, Мексики за счет прямых поставок (минуя посредников/представителей в Европе или Северной Америке) много возможностей: логистические маршруты давно отлажены и хорошо известны. Из Латинской Америки в Россию грузы доставляют морским или авиационным транспортом. Авиатранспорт дороже, но существенно быстрее. В большинстве государств Южной Америки есть международные крупные аэропорты, что значительно облегчает задачу грузоперевозок в удаленные точки мира.

Нормативные сроки авиадоставки составляют 5–8 дней (так как международную авиаперевозку почти всегда организовывают с учетом остановок самолета на дозаправку/перегрузку товара в транзитных странах на другие рейсы).

Также выгодным является комбинированный вариант доставки груза в Россию через Европу – например, через Франкфурт-на-Майне или Гамбург. Этот путь предполагает сочетание авиационного и автомобильного транспорта. Груз едет в составе сборной автофуры, что значительно экономит стоимость доставки, а сроки ориентировочно составляют 18–22 дня.

Что касается морской перевозки, грузы могут быть доставлены из любого крупного порта Северной и Южной Америки в контейнерах морскими линиями до портов Германии, Финляндии, Прибалтики или России (Санкт-Петербурга, Новороссийска) и далее автомобильным транспортом до Москвы или любого другого города на территории РФ. Общий срок контейнерной и автомобильной перевозки груза составляет около 42–46 дней.

Единственной заботой останется поиск того транспортного экспедитора, который имеет своих проверенных агентов в этих странах и может организовать доставку сборной (не занимающей целый контейнер) партии товара. Потому что на данный момент поставки fashion-продукции являются специализацией у достаточно ограниченного количества логистических операторов.

 

Вы всегда можете оформить заказ на перевозку груза, отправив нам запрос стоимости доставки
или позвонив в один из наших офисов