Узкая специализация

Об особенностях логистики в России рассказывает эксперт рубрики, генеральный директор компании Free Lines Алексей Наджар.

Алексей Наджар — Алексей, с какими проблемами приходится сталкиваться российским предпринимателям при транспортировке товаров из-за границы?

Проблем с годами становится меньше, но они остаются, как всегда. Процесс транспортировки состоит из нескольких этапов: закупка товара, его доставка и таможенная очистка. На всех этих трех этапах есть свои подводные камни.

Первый этап: закупка товара.

1. Компании-импортеру требуется правильно подготовленный пакет документов от поставщика, оформленный согласно требованиям российской таможни (инвойс, контракт, и т. д.). Одна из основных ошибок на этом этапе – неправильно указанные условия поставки (Ex Works, CPT и т. д.). Кроме того, в инвойсе надо указывать номер контракта, а поставщики, как правило, его не пишут, и на это надо обязательно обратить их внимание.

2. Сертификация.
Прежде чем привезти товар в Россию, надо правильно оформить пакет документов на сертификацию. Сейчас на многие товары обязательна государственная регистрация, и это очень дорогостоящая и сложная процедура; причем еще надо разобраться, какой из товаров подлежит сертификации, а какой – госрегистрации. (Список товаров, подлежащих этой процедуре, прилагается).

Второй этап: логистика

1. Логистический оператор. Мы уже говорили о том, что главное – выбрать правильного оператора. Если речь идет о fashion-товарах, например из Европы, то надо выбрать компанию, работающую именно со сборными грузами, и ключевой фактор здесь – своевременность поставки. Если говорить о транспортировке из Китая, откуда везут целыми контейнерами, здесь главный критерий – оперативность реагирования на запросы клиента, то есть то, насколько качественно выстроены коммуникации с китайскими представителями. Бывает так, что медлительность или плохая связь между российской и китайской сторонами приводят к тому, что груз готов к отправке, но заказчик не получает вовремя эту информацию, соответственно товар простаивает.

Отдельно хочу предупредить: при выборе логистического оператора следует работать только с теми, кто использует официальные схемы таможенной очистки, и избегать «черных схем».

2. Упаковка товара. Важно, чтобы она была целостной и препятствовала ее вскрытию. Если товар попадает на склад консолидации с поврежденной или некачественной упаковкой, при перегрузке возможны недостачи, хищения и т. д. – так что лучше этого избежать изначально.

3. Страхование. Застраховать товар можно и через транспортную, и через страховую компанию. Важно правильно оформить бумаги для получения страховой компенсации: надо обязательно зафиксировать в соответствующих документах сам факт повреждения упаковки, хищения или недостачи и пересчитать количество товара, несмотря на то что это достаточно трудоемкая процедура. В CMR (международная товарно-транспортная накладная) должна быть внесена соответствующая отметка об этом факте. Мы, например, как транспортная компания, страхуем все грузы в обязательном порядке.

Особенности логистики в РоссииНа таможне:

1. Документы. Правильно составленный пакет документов минимизирует время прохождения процедур таможенной очистки. Важно, чтобы поданные документы соответствовали фактическому состоянию груза. Например, если в документах стоит Ex Works Италия (обычное условие для поставщиков в этой стране), а заказчик договорился с компанией-производителем на другие условия поставки (например, CPT Москва), то важно зафиксировать этот факт в приложении к контракту. Таможня очень четко проверяет эти моменты.

2. Минимальный профиль риска – тоже важный момент. Если товар идет по более низкой стоимости, чем индикативные цены на таможне, то обязательно надо подтвердить обоснованность этих цен: например, предоставить прайс-лист завода-изготовителя, заверенный в ТПП страны происхождения товара, а также экспортную декларацию. Возможно, могут потребоваться и бухгалтерские документы о поставке предыдущей партии товара на баланс. Эти бумаги лучше готовить заранее, еще до отгрузки товара.

3. Еще один совет: если заказчик не уверен в соответствии документов и фактического содержания пришедшего на таможню товара (количество, артикулы и т. д.), он имеет право по факту прихода груза досмотреть его самостоятельно и после этого подавать декларацию в соответствии с реальным положением вещей. Тогда еще есть возможность запросить у поставщика измененный инвойс и другие необходимые документы.

— В чем заключаются сложности внутренней логистики в нашей стране и как их можно решать?

С одной стороны, внутрироссийская логистика проще, так как исключается этап таможни. С другой – здесь есть свои особенности и связанные с ними определенные трудности. Ключевой момент – это крайняя централизация всех потоков: основная часть грузов, особенно fashion-товаров, идет через Москву, так как здесь находятся крупнейшие дистрибьюторы; и лишь небольшая часть – через Санкт-Петербург. Соответственно, чтобы доставить товар в сеть магазинов, надо сформировать сборные грузы в Москве и отправить их в соответствующие регионы.
Сложности здесь такие:
1. Транспортные компании перегружены: в кризис многие перевозчики сокращали штат, уменьшали количество машин, отказались от планов по обновлению автопарка и т. д., в результате сейчас не справляются с растущим грузопотоком. В итоге увеличиваются сроки, возникает путаница с доставкой товара и т. п. Особенно явно это проявилось в декабре, под Новый год, когда всем ритейлерам был необходим ассортимент и увеличенное количество товара в магазинах.
2. Экспресс-службы доставки пока также не решают эту проблему, и нельзя сказать, что какая-то из них является самой надежной – у всех есть свои сложности.
3. Отсутствие стабильности в работе логистических компаний. В обычное время они могут справляться с нагрузкой, а в какие-то моменты, когда увеличивается объем поставок, могут и подвести. А для fashion-ритейлера это неприемлемо, поэтому стабильность – один из ключевых показателей выбора перевозчика.

Нужно понимать, что выбор логистической компании в России пока является достаточно сложным – могу посоветовать только проверять каждого оператора в работе, особенно во время пиковых нагрузок.

— Как вы считаете, с чем связаны дальнейшие перспективы развития fashion-логистики в России?

Перспективы развития fashion-логистики в России связаны с появлением специализированных на этом сегменте логистических операторов, которые могут не только качественно привезти груз из-за рубежа и провести процедуры таможенной очистки. Такие операторы будут, во-первых, выступать как экспортно-импортные агентства (что принято в зарубежной практике), т. е. по запросу клиента готовить все документы, закупать товар, привозить его в Россию, тем самым избавляя российского ритейлера от всех сложностей прохождения товара через границу. Во-вторых, они смогут обеспечить своему клиенту и внутрироссийскую логистику, доставив товар в любую точку России, выполнив соответствующие процедуры обработки груза на складе, формирование и отправку партий груза для магазинов и т. д. Сейчас крупные логистические компании, которые могут выполнять все эти операции, в основном работают с глобальными клиентами. Но в торговле модной одеждой нет больших объемов – особенно там, где это касается европейских поставок, – и поэтому очень важно, чтобы логистический оператор понимал специфику этого бизнеса и умел работать с такими заказчиками. Для этого необходимо, чтобы на складе было соответствующее программное обеспечение, обученный персонал, умение работать с небольшими по объему, но обширными по ассортименту партиями грузов. Такие операторы будут востребованы на рынке, и мы сами к этому активно идем.

 

Вы всегда можете оформить заказ на перевозку груза, отправив нам запрос стоимости доставки
или позвонив в один из наших офисов