Итоги 2010. Планы 2011

О рынке fashion-логистики, грядущих переменах на нем и о роли международной логистики в целом рассуждает эксперт рубрики Алексей Наджар, генеральный директор компании Free Lines.

Алексей НаджарНачнем с не самой радостной цифры – в кризис объем рынка модной одежды упал на 40%, и в основном в сегменте «средний» и «выше среднего». Сократились розничные продажи, и, соответственно, упал грузопоток. У многих игроков рынка были финансовые проблемы, наблюдались отзывы франшиз и многие другие негативные аспекты.

В 2010 году рынок восстановился, но не полностью. Очень сильно пострадали компании, изначально позиционировавшие себя как мультибрендовые: во время кризиса они были вынуждены отказаться от многих брендов и продолжать работать только с теми поставщиками, которые могли дать привлекательные условия по оплате. Поэтому были провалы и по производителям, и по ассортименту. Если говорить о странах, то в первую очередь пострадали европейские производители, и можно сказать, что Европа в целом из кризиса еще не вышла. Но не сократился импорт из Китая, растет интерес к поставкам из США. Однако о специфике работы с США по сравнению с Европой и Китаем мы еще поговорим в наших следующих статьях.

Пока – несколько слов об особенностях работы с Европой. Мы сейчас открываем собственное представительство в Милане, чтобы помочь и российским, и европейским компаниям решить проблемы, связанные с оформлением сделок. Наша задача – предложить европейским по- ставщикам услугу, которая полностью снимет с них риски, связанные с транспортировкой и таможенным оформлением товара: они доставляют товар нам, и мы полностью берем на себя все дальнейшие операции. Российские компании покупают у нас товар, завезенный на территорию РФ и прошедший все таможенные процедуры. Это поможет европейским компаниям расширить свой рынок сбыта и предложить свой товар большему числу покупателей, причем в любой точке России.

ЧТО МЫ ЗАМЕТИЛИ В 2010 ГОДУ?

Появляется много новых, небольших игроков, которые сами непосредственно выходят на западные фабрики. Среди них, кстати, немалое количество представителей регионов. Большую роль в этом сыграла растущая информационная доступность: сведения о производителях и предлагаемых ими товарах стало легче найти в Интернете, появилась возможность контактировать с ними напрямую.

Растет и влияние выставок: с производителем можно познакомиться на стенде, выбрать нужный товар и заказать необходимую партию. Определенный вклад в эту тенденцию внес и кризис: сокращение сотрудников в компаниях привело их к желанию иметь свой, пусть и небольшой, бизнес, а если у них был опыт работы в закупках fashion-товаров, то логично, что люди продолжают эту деятельность, но уже в качестве собственника. Поэтому в 2011 году мы ожидаем, что эта тенденция продолжится. Косвенно это подтвердила и предыдущая выставка СРМ – мы видели много участников, которые хотели бы заняться этим направлением сами.

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРИНЕСЕТ РЫНКУ 2011 ГОД

1. В соответствии с Приказом Федеральной таможенной службы № 2065 от 08.11.10 г. таможенные органы, расположенные в Московской области, подлежат реорганизации. Это является актуальным вопросом для всех импортеров, традиционно оформляющих свои товары в Московском регионе. В 2010 году у нас действовало 52 места таможенного оформления, с 20 января 2011-го функционирует только 19 таможенных постов. Данные новшества введены в рамках реализации Концепции оптимизации структуры и мест нахождения таможенных органов, расположенных в Московской области. Также идет усиление приграничных постов – мы это тоже видим, и для fashion-рынка это не очень удобно (эту информацию смотрите в прошлых выпусках нашей рубрики).

2. Вводится электронное декларирование. Если раньше декларант (получатель либо его таможенный брокер) обязан был подавать документы в распечатанном виде на таможенный пост, то сейчас принимается электронное декларирование с ЭЦП декларанта. Это более удобно, так как позволяет работать в удаленном доступе. Конечно, в российских реалиях все равно желательно присутствовать непосредственно на месте, чтобы контролировать процесс прохождения всех этапов. Но, в любом случае, электронное декларирование – это уже определенный шаг на пути ускорения и повышения прозрачности всех процессов, и правильный ход с точки зрения оптимизации работы: кризис кончился, и количество грузопотоков будет постепенно возрастать. Однако надо быть готовым к тому, что 2011 год будет достаточно сложным с точки зрения введения этих изменений.

Рынок fashion-логистики3. С 1 января 2011 года вступают в силу новые правила ИНКОТЕРМС 2010 (ознакомиться с документом можно на сайте www.tks.ru). Мы ожидаем, что это нововведение будет очень хорошо принято торговлей. Тем не менее, как и в случае любых перемен, будет необходимо проводить работу с торговыми компаниями, чтобы быть уверенными, что они готовы к ним и сделали необходимые правки в своих типовых контрактах. С одной стороны, новшества касаются формулировок, и это можно назвать косметическими изменениями, но, с другой стороны, все формулировки в типовых контрактах должны быть приведены в со ответствие с новыми аббревиатурами.

4. Сейчас наблюдаются определенные позитивные аспекты выхода экономики из кризиса: более активная деятельность банков по выдаче кредитов на организацию и расширение бизнеса и общее оживление и интерес байеров к зарубежным fashion-выставкам дают основания предположить, что объем экспортно-импортных операций в 2011 году возрастет. Аналогично восстанавливается и интерес западных компаний к российскому рынку, например, к участию в выставке СРМ. Также наблюдаются тенденции по расширению ассортимента и количества представляемых брендов у тех компаний, которые и в кризис продолжали работать на российском рынке. Кроме того, на рынок начинают выходить и производители из тех стран, которые раньше мало были представлены на российском рынке, – это Индия, Индонезия, Сингапур, Малайзия, Непал, Мексика, Бразилия. Мы можем судить об этом по тому, с какими запросами к нам обращаются клиенты. Это связано и со спецификой российского рынка: сухопутные транспортные пути доставки грузов в Россию не развиты, поэтому приходится использовать мультимодальные перевозки: например, из Китая морем до порта Финляндии, и уже потом железнодорожным или автотранспортом в Россию.

5. Вступление России в ВТО, планирующееся в 2011 году, должно унифицировать таможенные процедуры. С другой стороны, есть определенные сложности в применении единых европейских ставок, например, запретительных пошлин. Поэтому эта тема требует очень тщательной проработки. Аналогичная ситуация и со вступлением в Таможенный союз – пока ясности в том, что это может принести рынку, нет.

6. Растет роль российских производителей: выпускать товар в России становится более выгодным с точки зрения оперативности. Один из наших клиентов, российский бренд модной одежды, сейчас увеличивает свои объемы внутрироссийского производства, и, соответственно, растет внутренняя логистика. Косвенно об этом свидетельствует и рост ввозимого в Россию оборудования для швейной промышленности, но пока эту позитивную тенденцию сдерживает отсутствие всей необходимой инфраструктуры – от тканей до фурнитуры.

7. Позитивная для всех игроков рынка тенденция – рынок становится все более прозрачным: когда есть четкий механизм работы, компаниям уже не нужно использовать какие-то сложные схемы, и начинают применяться цивилизованные методы работы, что в конечном итоге снижает риски ведения бизнеса.

 

 
 

Вы всегда можете оформить заказ на перевозку груза, отправив нам запрос стоимости доставки
или позвонив в один из наших офисов