Международная Fashion-логистика: инструкция по применению

Этот номер журнала выйдет в преддверии Collection Premiere Moscow, одной из крупнейших выставок России и СНГ, на территории которой соберутся как производители fashion-товаров, представляющие практически все страны мира, так и российские ритейлеры, которые хотели бы расширить ассортимент своих магазинов и бутиков за счет новых брендов и коллекций. Одним из важных вопросов взаимодействия поставщика и покупателя была, есть и остается логистика, в том числе и международная. Поэтому в этом выпуске эксперты рубрики Алексей Наджар, генеральный директор компании Free Lines, и Алина Соломко, заместитель руководителя коммерческого департамента компании, решили подытожить, систематизировать и сформулировать наиболее важные практические рекомендации для компаний-импортеров, которые хотят знать, как выстроить свои взаимоотношения с зарубежными поставщиками и транспортно-экспедиционными компаниями, чтобы работа была максимально эффективна.

Алексей Наджар — Как вы оцениваете ситуацию на рынке fashion-товаров и какие тенденции, на ваш взгляд, были основополагающими в 2011 году?

Начнем с достаточно позитивной тенденции как для производителей, так и для ритейлеров – рынок растет.

Таможенная служба РФ фиксирует рост ввоза товаров из стран дальнего зарубежья в Россию. Импорт товаров в РФ, по данным таможенной статистики, вырос в январе-июле 2011 года почти на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $140 млрд. Кроме того, сами торговые компании заявляют, что уверенно растет спрос и на импортную трикотажную и текстильную одежду – в 1,6 и 1,5 раза соответственно, а также наблюдается увеличение количества покупок обуви – на 46%, по данным на первые числа августа. Кроме того, по нашим оценкам, меняется и структура ввозимых товаров: идет рост в сторону премиальных брендов и более дорогих натуральных материалов: шерсть, шелк, кашемир, вискоза приходят на смену недорогому хлопку и синтетическим тканям. Аналогично и в обувном секторе – объемы импортированных изделий из натуральной кожи увеличиваются быстрее, чем из дешевых искусственных заменителей. Также примечательно, что на российском рынке все чаще и чаще появляется продукция, которая ранее поставлялась из стран Восточной Европы преимущественно на внутренний рынок стран Евросоюза. Для конечного потребителя в России, возможно, и не так важно, где отшита та или иная товарная позиция, однако бизнесмены внимательно наблюдают за тем, как Молдова, Польша, Румыния, Венгрия, Болгария в производстве товаров группы fashion, выходя из кризиса, заявляют о своем потенциале и планах развития легкой промышленности.

Возвращаясь к общим тенденциям импорта одежды, обуви и аксессуаров: мы, как логистический оператор, наблюдаем рост объема перевозимых товаров в физическом и стоимостном выражении. По нашим предварительным данным, его увеличение составляет в среднем 30%. Разумеется, по итогам года эта цифра будет скорректирована, в том числе и официальными органами статистики и Таможенной службы, но в целом эти данные достаточно объективно отражают существующее положение дел.

Кроме того, увеличивается и общее число импортеров, в основном за счет новичков. Есть еще одна тенденция – на рынке возникает большее количество вновь появляющихся логистических компаний, так что конкуренция в данной области становится серьезнее.

Конечно же, fashion-логистика, в особенности при поставках товаров из-за границы, имеет свои особенности, поэтому хотелось бы дать советы, как правильно вести переговоры и с производителями, и с транспортными компаниями, чтобы избежать подводных камней и свести риск ошибок к минимуму. Основываясь на имеющемся у нас опыте, а также на той информации, которую предоставляют нам сами клиенты, мы проанализировали наиболее часто встречающиеся ошибки и основные критические точки международных перевозок fashion-товаров.

— Итак, инструкция по работе с транспортными компаниями в вашей формулировке: какие проблемы могут возникнуть и как их избежать?

1. Внешнеторговый контракт.
Если вы являетесь импортером одежды и начинаете работать с новым поставщиком, не торопитесь оплачивать сделку по подписанному на скорую руку контракту. Прежде всего покажите его вашей транспортной компании и таможенному брокеру. Внести изменения и дополнения во внешнеторговый контракт лучше на этапе переговоров, а не тогда, когда груз уже готов к отправке. Как пример из практики, можно привести такую ситуацию. Вы работаете с транспортной компанией по уже сложившемуся ассортименту и поставщикам и решаете заключить контракт с новым производителем, который находится в другом городе или стране. Когда груз уже готов к отправке, вы звоните в свою транспортную компанию и сообщаете о новом поставщике, но тут выясняется, что из этого конкретного региона ваша транспортная компания не может привезти груз, а контракт подписан на условиях Ex Works (то есть отгрузка со склада поставщика). Таким образом, возникают сложности с оформлением документов и большие потери времени. Этого можно избежать, если заранее согласовать с транспортной компанией регион поставки и сроки, чтобы ваша компания успела подготовиться и найти логистического партнера в данном регионе.

2. Упаковка.
Во внешнеторговом контракте должно быть предусмотрено множество деталей. Например, такой важный пункт, как упаковка. Для одежды неприемлемы тонкие картонные упаковки: при погрузо-разгрузочных работах на любом этапе международной перевозки такие коробки имеют высокий риск повреждения, и, как следствие, возникает потеря товарного вида продукции или недостача. Ответ поставщика «это наша стандартная традиционная упаковка» приводит к тому, что на практике каждая вторая-третья поставка может заканчиваться страховым случаем. Поэтому необходимо предусмотреть, чтобы в контракте была оговорена упаковка в многослойный картон либо дополнительная упаковка в специальную пленку поверх коробок. Кроме того, необходимо зафиксировать товар при транспортировке на палетах.

3. Календарь поставок.
Мы об этом еще не говорили, но это действительно важно: ваша транспортная компания должна быть в курсе планируемых отгрузок и мероприятий. Если вы ожидаете несколько партий товара или планируете открывать магазин к какой-то дате либо собираетесь принять участие в какой-либо выставке, поставьте в известность своего логистического оператора заранее, как только вами будут запланированы определенные даты поставок. Если поставка планируется из стран Юго-Восточной Азии и США, то транспортной компании желательно знать о ваших планах примерно за 2 недели до готовности груза, из стран Европы – дней за 10. Это позволит обеспечить соблюдение сроков и составить оптимальный график работы для самой транспортной компании. В качестве примера: если мы говорим о морской перевозке из Китая, то экспедитору, чтобы забукировать место на судне и доставить груз в порт отправления, требуется в среднем 7–10 дней. Аналогично и с поставками из Европы – для транспортировки сборных грузов автотранспортом необходимо заранее спланировать требуемый объем машины и при необходимости заказать вторую. Бывает очень обидно, когда груз только-только готов к отправке со склада поставщика, а машина уже ушла из Европы или судно уже отправилось из Китая – и все только по той причине, что клиент поздно поставил в известность свою транспортную компанию. Поэтому совет – будьте предусмотрительны: составьте календарь поставок заранее и проинформируйте свою транспортную компанию.

4. Несовпадения в предварительных проформах счета и упаковочного листа, а также в отгрузочных документах.
Как бывает на практике: итоговые отгрузочные формы этих документов возникают только на момент отправления товара со склада поставщика, и в 90% случаев в документах содержатся сведения, весьма отличающиеся от того, что было в предварительных проформах, причем изменения веса и объема могут варьироваться вплоть до увеличения вдвое от первоначальных данных. За счет чего это происходит: зачастую не учли вес палеты, вес вешалок, которые идут в комплекте с одеждой, или в момент формирования груза решили положить бесплатную рекламную продукцию, сувениры и т. д. Бывает, что крупные поставщики могут добавить в отгружаемую партию те позиции, которые были по разным причинам недопоставлены в предыдущий раз. Все это в итоге ведет не только к увеличению стоимости перевозки (ведь транспортная компания делала расчеты на основании заявленного клиентом объема на первоначальном этапе!), но и к необходимости экстренно решать вопро- сы относительно оформления на таможне ранее непланируемых товарных позиций.

5. Еще одна проблема – несовпадение сведений о стране производства той или иной модели.
Крупные производители размещают свои производства одновременно в разных странах, и очень многие из них не придают большого значения точному отображению сведений о том, где конкретно произведен тот или иной артикул. Сложности могут возникнуть как на этапе оформления разрешительных документов (для одежды это большей частью декларации о соответствии, ведь в них нужно обязательно отразить точный и подробный адрес места производства товара), так и на этапе таможенного досмотра. Например, выясняется, что на тех изделиях, которые прописаны в инвойсах и паккингах как китайская продукция, пришиты бирки о том, что произведен товар в Гонконге или любой другой стране, а это ведет к недостоверному декларированию, возможному увеличению таможенных платежей и обязательству переделывать уже имеющиеся сертификаты. Получение информации о точном месте производства не менее важно, чем получение информации о составе ткани, из которой произведен товар.

— Как этого избежать?

Во-первых, внимательно относиться к оформлению документов на всех этапах работы с поставщиками – и с новыми, и с уже существующими. Во-вторых, планировать даты поставок заблаговременно и информировать о них свою транспортную компанию. В-третьих, собрать больше сведений о новом поставщике перед подписанием контракта, а в идеале – съездить и познакомиться с ним лично, на его территории, с возможностью посещения производственных мощностей. Как говорят сами клиенты, такой подход действительно работает – и выделяет нашу компанию из ряда других. Если у наших клиентов не получается приехать самим, мы готовы сделать это через наши зарубежные представительства, они открыты сейчас в Италии и Германии. На опыте работы нашего представительства в Милане мы сами убедились в эффективности личного знакомства: бывает, что сложные вопросы невозможно решить неделями, но стоит выехать нашему представителю на личную встречу с поставщиком клиента – самые нерешаемые вопросы снимаются в считаные минуты. Эффект личного знакомства в бизнесе дает удивительные результаты.

 

 
 

Вы всегда можете оформить заказ на перевозку груза, отправив нам запрос стоимости доставки
или позвонив в один из наших офисов