Бизнес надо вести прозрачно

«Бизнес надо вести прозрачно», - "Услуги и цены" №5 2006.

Если посмотреть на нашу страну с высоты птичьего полета, то внимание непременно привлечет нескончаемый поток большегрузных автомобилей, железнодорожных составов, белоснежных лайнеров, морскихи речных судов, которые спешат доставить потребителям товары и грузы. Эта река не останавливает своего течения ни днем, ни ночью, не пересыхает в жару и не застывает в мороз.  

Видимо, не зря дороги называют транспортными артериями. Меткое сравнение транспортно-   логистического бизнеса с кровеносной системой организма отражает неоспоримую важность транспорта не только для экономики государства, но и для жизни всех членов общества. В данной сфере трудятся настоящие профессионалы, они организуют транспортно-логистические цепочки,  опутывающие весь земной шар.

По каким законам строится бизнес перевозчиков? Что стоит за видимой простотой движения грузов? Какие риски подстерегают предпринимателей на этой стезе? С такими вопросами редактор журнала «Услуги и цены» Александр Зубахин обратился к Алексею Наджару, генеральному директору Free Lines Company — отечественной компании, предоставляющей услуги по международной доставке товаров и грузов.

— Алексей, в отличие от многих других видов бизнеса международные перевозки берут свое начало довольно глубоко в истории. Доставляли товар из заморских стран купцы, экспортировали и импортировали его в советское время, везут его и современные бизнесмены. В чем особенности современного бизнеса в сфере оказания услуг по доставке грузов?

 

— Прежде всего в том, что сегодня компании стараются использовать такие виды или сочетания видов транспорта, к которым раньше обращались мало или не обращались вовсе. Эта тенденция обусловлена желанием произвести доставку максимально экономично и в то же время в требуемые сроки. Сейчас очень популярны интермодальные перевозки, сочетающие морской и автомобильный, авиационный и автомобильный, железнодорожный и морской транспорт. Нередко применяют схемы, в которых задействованы три вида транспорта, например контейнер из Китая везут до порта отправки автомобилем, далее морем доставляют в Санкт-Петербург, а оттуда по железной дороге — в Екатеринбург.

 

Вторая тенденция, особенно сильно проявляющаяся в последнее время в России, — отправка товаров малыми партиями. Несомненно, подобная форма делает перевозку несколько дороже. Но при этом компании экономят на складском хранении и не отвлекают лишние финансовые ресурсы. За последние 10–15 лет в России практически с нуля возникла целая отрасль в области перевозки сборных грузов, многие компании выросли из небольших фирм в огромные корпорации.

 

— Несмотря на положительную динамику развития транспортной отрасли, компаний, выдерживающих конкуренцию на рынке, не так уж много. Что, на ваш взгляд, предопределяет их успех?

 

— Я не думаю, что составляющие успеха в нашем бизнесе чем‑то отличаются от других отраслей. Это применение новейших информационных и логистических технологий, это создание команды талантливых менеджеров, но самое главное — постоянная работа над совершенствованием качества услуг. Конкурентоспособность компании, постоянный рост и движение вперед можно обеспечить лишь тогда, когда все ресурсы вкладывают в расширение бизнеса. Также я бы посоветовал учитывать мировой и отечественный опыт (причем как положительный, так и отрицательный) создания транспортно-логистических компаний и организации их бизнес-процессов.

 

— Предоставление услуг во все времена основывалось на правиле «Клиент всегда прав». Как, на ваш взгляд, меняются требования клиентов в условиях, когда рынок наполнен разнообразными предложениями?

 

— Современная практика подтверждает, что клиент действительно всегда прав. В отечественной логистике начали появляться фирмы, работающие именно по этому принципу. В них хорошо развит клиентский сервис, и они готовы предоставить достойное качество и спектр услуг. Это связано, я думаю, в первую очередь с тем, что клиенты стали намного разборчивее в выборе транспортной компании. Они четко отслеживают выполнение взятых перевозчиком обязательств, и если раньше в случае какого‑либо прокола со стороны партнера никаких действий не предпринимали, то сейчас требуют финансовой компенсации и смело меняют перевозчика. В таких условиях компаниям на рынке приходится бороться за клиента, и в этой борьбе на первое место выходит качество предоставляемых услуг.

 

— Сколько лет вы в этом бизнесе?

 

— Я работаю в логистике около шести лет, занимался в основном международными перевозками. Два года назад была создана Free Lines Company. Сейчас трудно поверить, но начинали мы с одного сотрудника и перевозки грузов для друзей, которых замучили постоянные срывы договоров со стороны наших конкурентов. А затем компания очень быстро разрослась и сегодня является оператором в области доставки сборных грузов из Европы и Азии, активно занимается контейнерными и авиационными перевозками. Бизнес потребовал создания региональных представительств. В 2006 году собираемся активно заняться внутрироссийскими перевозками. На данный момент в штате компании около 50 человек. Отрадно, что Free Lines Company — один из лидеров в области международной доставки сборных грузов.

 

— Итак, в этом бизнесе вы уже шесть лет. Что изменилось за эти годы в подходе к предоставлению услуг, в самой концепции бизнеса транспортных компаний?

 

— Изменения произошли очень серьезные: из неразвитой отрасли, которую лет десять назад крупные западные компании могли запросто захватить, она превратилась в конкурентный рынок с сильными игроками. Бизнес стал более активным и развитым. Появляются новые виды услуг, существенно улучшилось их качество. Компании начали отходить от так называемых черных и серых схем при импортных перевозках грузов. И если в 1999–2002 годах практически невозможно было отыскать транспортную компанию, которая бы не растаможивала грузы «в черную», то сегодня сложно найти фирму, предлагающую подобные услуги. Это положительно влияет на рынок, делает его более прозрачным и стабильным. Хочу заметить, что Free Lines с самого начала взяла курс на абсолютную открытость, и в своей деятельности мы полностью придерживаемся действующего законодательства.

 

— Что интересного на рынке услуг предлагает ваша компания?

 

— Интересного много. Во‑первых, полный комплекс услуг по доставке сборных (малых партий) грузов из любой страны Европы. Во‑вторых, перевозки из стран Азии и Америки несколькими видами транспорта, что обеспечивает приемлемые сроки доставки (примерно 15 дней, для сравнения срок морской перевозки — 40 дней) и достаточно низкую стоимость по сравнению с прямой авиадоставкой в Россию.

 

И самое главное, мы запускаем проект по внутрироссийским перевозкам сборных и авиагрузов. Изюминка заключается в том, что компания будет предоставлять не только услуги по перевозке, но и полный комплекс складской обработки грузов, а также услуги по дистрибуции перевозимых товаров как в Москве, так и практически во всех крупных городах России. Это предложение очень востребовано, в данный момент практически никто не оказывает аналогичных услуг. Уже разработано несколько тарифных планов: «Эконом», «Стандарт», «Экспресс», которые различаются набором предлагаемых услуг и скоростью доставки. Такой подход позволяет клиентам выбрать предложение, полностью отвечающее их потребностям и финансовым ожиданиям.

 

— Могут ли ваши специалисты выстроить логистическую цепочку?

 

— В данный момент компания ведет работу над тем, чтобы своими силами выстраивать полную логистическую цепочку поставки товара — от производственного цеха до полки в магазине.

 

— Немногие компании предлагают своим клиентам морские контейнерные перевозки. Free Lines Company готова организовать доставку товаров и грузов как наземным, так и морским транспортом. Какие изменения произошли в данном сегменте транспортного рынка за последние годы?

 

— Морские контейнерные перевозки — это бизнес крупных транснациональных судоходных компаний (морские линии), которые владеют судами и контейнерами. В данный момент в России представлены практически все крупнейшие игроки на рынке морских перевозок. Free Lines Company, являясь его активным участником, предлагает своим клиентам привлекательные тарифы, изыскав такую возможность за счет большого объема контейнерных перевозок и реальных сервис-контрактов с морскими линиями. Основной грузопоток в Россию идет из Азии, через страны Балтии, Финляндию и Санкт-Петербург. Срок доставки — в среднем 35–40 дней. Есть возможность отправлять грузы морем до порта Восточный и далее по железной дороге до места назначения. В этом случае время их следования до Москвы — 25–30 дней. Данный маршрут сегодня развивается очень активно, что и неудивительно, так как и грузы партнеры получают намного быстрее, и стоимость доставки не намного, но дешевле. Развитие этого перспективного направления могло идти значительно эффективнее, если бы не сложности с отправкой контейнеров из порта Восточный (не хватает порожних контейнерных площадок), постоянное увеличение тарифов и введение всевозможных дополнительных сборов со стороны РЖД.

 

— Современный бизнес все чаще и чаще использует аутсорсинг как инструмент повышения эффективности. Насколько он характерен для транспортных компаний?

 

— Деятельность транспортно-экспедиторских компаний — это зачастую сплошной аутсорсинг. К примеру, заказываем машину у владельца транспортного средства, складские услуги — у местных операторов в Европе или Китае вкупе с внутренней доставкой и т. д. Особенность данного бизнеса в том и заключается, что собственными возможностями практически нереально полностью удовлетворить нужды клиентов. Поэтому серьезные игроки рынка предпочитают пользоваться услугами надежных и проверенных партнеров. Это прежде всего характерно для международных перевозок.

 

— Не секрет, что в любом виде бизнеса существуют собственные риски. Каким образом вам удается минимизировать их?

 

— Доставка грузов — очень ответственное дело, поэтому, чтобы минимизировать риски, прежде всего требуется очень четко контролировать все этапы перевозки и внимательно отслеживать работу как своих сотрудников, так и партнеров. Также я глубоко убежден, что бизнес надо вести прозрачно, попытки обмануть государство для многих плохо закончились.

 

— В продолжение вопроса. В прессе и на телевидении частенько поднимают тему безопасности водителей и груза на дороге. Насколько, по‑вашему, эта проблема серьезна и каким образом ее решают в повседневной деятельности?

 

— Сейчас уже нет такого беспредела, как в начале и середине 90‑х годов, когда по Белоруссии можно было проехать спокойно только имея вооруженную охрану и машину сопровождения. За весь мой опыт работы я помню лишь один случай грабежа на дороге: в 2001 году в Польше ограбили фуру с оборудованием, но так как груз был застрахован, то всем клиентам выплатили полную компенсацию. Поэтому советую страховать грузы, тем более что сегодня тарифы уже не такие высокие, как раньше.

 

— Ценовая составляющая в принятии решения никогда не бывает последним фактором. Какими принципами вы руководствуетесь при формировании ценовой политики на услуги компании?

 

— Мы выстраиваем свои тарифы таким образом, чтобы они удовлетворяли клиентов, чтобы наше предложение помогало им продавать товары и расширять бизнес, а нам расти вместе с ними.

 

— Алексей, у вас есть возможность лично обратиться к нашим читателям. Что бы вы им пожелали?

 

— Желаю всем читателям журнала «Услуги и цены» успеха в бизнесе. Пусть они пользуются услугами только хорошего партнера в области доставки грузов.

 

 
 

Вы всегда можете оформить заказ на перевозку груза, отправив нам запрос стоимости доставки
или позвонив в один из наших офисов