Цифра 13 для импорта, осуществляемого предприятиями сельскохозяйственного и пищевого сектора экономики – чего ждать от наступившего года?

Цифра 13 для импорта, осуществляемого предприятиями сельскохозяйственного и пищевого сектора экономики – чего ждать от наступившего года? - "Молочная промышленность" №2, 2013 г.

Генеральный Директор Free Lines Company АЛЕКСЕЙ НАДЖАРЭкспертное мнение генерального директора Free Lines Company АЛЕКСЕЯ НАДЖАРА.

Наступило время, когда можно подытожить: какие значимые события для российского бизнеса были отмечены в 2012 г., что повлияло на развитие пищевой, и в частности молочной, промышленности, какие тенденции наметились? Рассуждать на эту тему мы можем только с точки зрения своей профессиональной специализации, наблюдая за отечественными промышленными секторами во внешнеторговых импортных операциях.

 

2012 г. как очередной год нестабильного развития мировой экономики был напряженным для наших российских клиентов, в том числе импортеров товаров для пищевой промышленности. Мы видели, как компании реагировали на развитие экономической ситуации в Европе и Юго-Восточной Азии. Кризис в отдельных странах еврозоны, таких как Греция, Испания, Италия, напрямую повлиял на прежде стабильную картину в других странах Евросоюза. Наряду с этим неожиданно для всех снизился интерес к закупке товаров из Китая, что также только добавило нервного напряжения в ведение переговоров с партнерами из этого региона.

Также невозможно не вспомнить, с какими опасениями всю первую половину прошлого года отечественный бизнес ждал вступления России в ВТО, которое официально состоялось 22 августа.
Какие только прогнозы не делались на сей счет, а сельскохо зяйственному производству и пищевой промышленности пророчили самые грустные сценарии. Что мы имеем на сегодняшний день? Пока можно однозначно говорить лишь о том, что ни один из наших клиентов – импортеров для этих отраслей не ушел с рынка, не обанкротился из-за плохих дел у конечных заказчиков. Но все же мы видим, как сами компании остаются настороже и постоянно работают над повышением эффективности бизнеса и реагирования на изменяющуюся среду.

Перечислим еще раз основные последствия вступления нашей страны в ВТО, которые мы наблюдаем последние полгода, и попробуем разобраться, что ждет отечественную экономику в самое ближайшее время, в частности, в области таможенного регулирования. Государства, присоединившиеся к ВТО, должны соблюдать общие нормы и правила. Сегодня разница в процедурах оформления товаров в России и на таможнях стран – участниц ВТО к радости многих импортеров постепенно стирается, но этот процесс займет еще пару лет. В большинстве зарубежных стран таможенное законодательство гораздо прозрачнее и проще, чем наше.
Например, в Евросоюзе для импортного или экспортного таможенного оформления груза необходим лишь небольшой перечень документов, подготовить которые не составляет труда. Российская таможня в среднем, например, для ввоза
оборудования до сих пор требует более 20 разных видов документов. А если получать для ввоза некоторой товарной номенклатуры еще и разрешительные документы (сертификацию), сроки подготовки такого пакета документов могут
растягиваться дополнительно. Для сложного оборудования, используемого в пищевой и перерабатывающей промышленности, часто требуется получать классификационное решение Федеральной таможенной службы (об этом документе мы более подробно рассказывали в одном из предыдущих интервью), сроки его получения из-за большого количества обращений импортеров составляют не менее 2–3 мес.

На рынке брокерских услуг конкуренция по-прежнему не слишком высока. Когда новый клиент обращается к таможенному брокеру с не очень большими объемами (даже с учетом их потенциального увеличения), на консультативную  поддержку и высокую скорость проверки предварительно предоставляемых документов по внешнеторговой сделке рассчитывать зачастую не приходится. При этом фактическая стоимость услуг таможенного брокера до сих пор оказывается в разы выше, чем в некоторых европейских странах.
Многие аналитики в ближайший год прогнозируют повышение конкуренции среди таможенных брокеров за счет появления новых игроков. Это крайне необходимо для рынка.

Что касается активной борьбы разных государственных ведомств с компаниями-однодневками – таможня вела ее давно. Но в последнее время акцент контроля все более смещается в сторону посттаможенного аудита. Он осуществляется управлением посттаможенного контроля в форме выездных и невыездных документальных проверок предприятий, ранее осуществивших внешнеторговую операцию. Это значительно уменьшает время на таможенное офор мление всего импортного и экспортного объема поставок, так как таможенный орган имеет все полномочия на то, чтобы более подробно проанализировать корректность декларирования и уплаты таможенных пошлин спустя несколько лет после выпуска груза в свободное обращение. Во многом благодаря такой таможенной политике отмечается существенное сокращение сроков импортного оформления, что не может не радовать законопослушных импортеров.
А компаниям, которые декларируют свои грузы прежде всего с позиции выгоды, а не достоверности, придется несладко и неспокойно, зная о возможности проверки, отложенной во времени.

Наряду с уже начавшимся планомерным снижением таможенных пошлин на отдельные виды поставляемой импортной продукции импортеры с нетерпением ожидают также уменьшения максимальной суммы терминальных сборов (за услуги таможни). Предполагается, что она будет снижена примерно до 30 тыс. руб.; сейчас такие сборы по ряду дорогостоящих товаров достигают 100 тыс. руб. На будущее отложена и реализация программы по официальной отмене специализации некоторых пограничных пунктов пропуска и таможенных постов внутри страны, в том числе для продукции и сырья для пищевой отрасли. По российскому законодательству определенные виды товаров оформляются на  отдельных таможенных постах, иногда называемых местами доставки. Отметим, что в странах ВТО любой пункт таможенного оформления принимает к декларированию и выпуску все типы груза.

Пока нет единого мнения о том, сколько продлится процесс адаптации российской экономики к новым правилам, по которым мы начали жить с августа 2012 г. Но я четко знаю, что в плане таможенного законодательства есть чему научиться у стран – участниц ВТО, и приведение импортного оформления товара на таможенных постах к международным стандартам значительно оптимизирует весь процесс доставки груза в Россию. Это очень важно для импортеров продукции,  народного потребления и для большинства отраслей промышленности, в которых задержка доставки приводит к значительным материальным потерям предприятия. Если же отдельно проанализировать закупки товаров из Евросоюза, в том числе оборудования для пищевой, и в частности молочной, промышленности, то можно с уверенностью говорить, что импортерам становится интереснее работать.
Европейские производители, испытывая затянувшийся кризис стран еврозоны, отгружают продукцию (прежде всего высокотехнологичное оборудование) с хорошими скидками, а вступление в ВТО способствует уменьшению таможенных расходов. А что будет с отечественными производителями аграрной и животноводческой продукции – вопрос все-таки непростой, несмотря на благоприятные возможности по оснащению предприятий импортными производственными  линиями и установками. Пожелаем им удачи и боевого настроя в борьбе за конкурентные преимущества! Мы, в свою очередь, являясь опытным 3pl-оператором, готовы помогать изо всех сил!

Скачать статью в формате PDF

 

Вы всегда можете оформить заказ на перевозку груза, отправив нам запрос стоимости доставки
или позвонив в один из наших офисов